"Забота о здоровье детей-это
важнейший труд воспитателя. От
жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,умственное развитие, прочность
знаний,вера в свои силы". В.А.Сухомлинский.
1.Введение
Анализ
состояния детей и подростков в любом обществе и при любых
социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей
проблемой и предметом первоочередной важности, как оно определяет будущее
страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.
По
данным Всемирной организации здравоохранения медицина не может сама по себе
радикально улучшить здоровье населения, поскольку влияет на него не боле чем на
10%. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, который определяет
здоровье человека на 50-60%. Формировать его могут и призваны образовательные
учреждения. Именно данный проект и поможет создать оптимальные условия для
охраны и укрепления здоровья, физического, психического и личностного развития
детей; сформировать у воспитанников позицию признания ценности здоровья и
чувства ответственности за него.
Дети,
поступившие в детский дом, ранее воспитывались в неблагополучных семьях, в
антисанитарных условиях, без надлежащего ухода и родительского попечения.
Именно поэтому, основными проблемами в развитии детей относительно здоровья
воспитанников являются:
-Соматического характера-слабое физическое здоровье.
В детском доме многие воспитанники имеют хронические заболевания: болезни
желудочно-кишечного тракта, часты
простудные заболевания, многие дети имеют диагноз
"тубинфицированность".
Большинство детей относятся к III группе здоровья.
-Психологического характера- тревожность, слабое
развитие коммуникативной сферы, агрессия.
-Социального характера- часто потребительское
отношение (мне все должны), слабо развитые навыки самообслуживания.
-Педагогического характера -асоциальное поведение
(курение, употребление нецензурных выражений, нежелание учиться.
Коллектив детского дома и должен решить проблемы
профилактики и улучшения состояния здоровья детей путем создания щадящих
условий, комплекса общеукрепляющих мер, воспитание здорового образа мысли.
2.Цель проекта:
-Реализация всех возможностей детского дома по
формированию психически здорового социально-адаптированного человека.
3.Задачи:
- Образовательные: формирование у воспитанников
представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;
обеспечение воспитанников необходимой информацией для формирования собственных
стратегий и технологий, позволяющих сохранить и укрепить здоровье.
-Развивающие: обогащение эмоционально-волевой сферы.
-Воспитательные: формирование личности,
адаптированной к природным и социальным условиям, ответственно относящиеся к
своему здоровью и здоровью других людей, укрепляющей свое физическое здоровье, стремящейся к охране ближайшей
окружающей среды; формирование мотивации к ведению здорового образа жизни,
воспитание потребности в нем.
4. Этапы реализации проекта:
Срок реализации проекта -3 года.
ЭТАПЫ
|
Мероприятия
|
Первый этап
(12год.)
|
1.Повышение квалификации педагогов через посещение семинаров по
вопросам ЗОЖ как на районном, так и областном уровне, изучение
нормативно-правовой документации.
2.Разработка и использование
разнообразных физкультминуток.
3.Анкетирование сотрудников
"Оценка результативности деятельности коллектива по вопросам
здоровья."
4.Дооборудование спортивной
площадки.
5.Оформление интерьера спален и
рекреаций.
|
Второй этап
(2013год.)
|
1.Организация и проведение
занятий по формированию ЗОЖ.
2.Проведение Недели здоровья.
3.Издание буклетов по темам
"ЗОЖ".
4.Проведение тренинговых
упражнений с целью оказания психологической помощи воспитанникам.
5.Создание кабинета
психологической разгрузки.
6.Мероприятия по профилактике
травматизма.
7.Оформление фотоальбомов по
ведению ЗОЖ.
8.Изучение опыта работы других
образовательных учреждений по формированию ЗОЖ.
9.Организация занятости
воспитанников в спортивных секциях.
10 Однодневные походы.
11.Сотрудничество с учреждениями
дополнительного образования, медицинских учреждений по вопросам оздоровления
воспитанников (в т.ч. с Борским центром помощи семье и детям).
12.Сбор лекарственных трав для
фиточая.
13.Витаминотерапия.
14.Деятельность по курсу
"Туризм и краеведение в условиях детского дома".
15.Оформление уголков здоровья в
группах.
16.Профилактические мероприятия
по профилактике курения.
17.Конкурсы на лучший плакат,
листовку о ведении ЗОЖ.
18.Своевременное пролечивание
детей.
19.Участие в спортивных
соревнованиях, конкурсах по проблема ЗОЖ.
|
Третий этап
(2014год.)
|
1.Создание системы
оздоровительной работы в детском доме.
2.Создание системы мониторинга в
детском доме.
3.Построение работы по сохранению
и укреплению здоровья на основе системного взаимодействия специалистов
детского дома и Борского района (медики+ педагоги). |
5.Сроки реализации:
Сентябрь 2012- декабрь 2014
6.Ожидаемые результаты:
-Укрепление материальной базы детского дома.
-Улучшение состояния психологического и физического
здоровья детей
-Повышение мотивации воспитанников и педагогов к
ЗОЖ..
-Рост методического уровня педагогов при проведении
спортивно-оздоровительных мероприятий.
-Создание методической копилки по вопросам
формирования потребности в ЗОЖ.
7.Критерии оценки:
-Качество спортивной базы детского дома, ее
оснащенность.
-Количество воспитанников, занимающихся в спортивных
секциях.
-Мониторинг состояния здоровья воспитанников.
-Количество и качество спортивных мероприятий.
-Отношение воспитанников к ведению здорового образа
жизни (по итогам тестирования и анкетирования).
8.Способы оценки
-Анализ состояния здоровья воспитанников и
сотрудников детского дома.
-Качественный и количественный анализ проведения
мероприятий по теме ЗОЖ.
-Анкетирование воспитанников и сотрудников.
-Анализ выполнения санитарно-гигиенических
требований.
9.Обеспечение ресурсами:
-Спортивная площадка.
-Спортивное оборудование (см. в приложении
"Материально-техническая база") : теннисный стол, лыжи, коньки,
оборудование для проведения походов, мячи, обручи, игровые бассейны, кегли,
настольные игры для проведения психологической разгрузки.
Кадровые ресурсы: инструктор по физкультуре,
педагог-организатор, администрация, воспитатели, медицинский персонал, педагог-психолог.
План реализации проекта
"ЗДОРОВЬЕ"
2012г.-II полугодие ,
2013год-I полугодие.
Содержание работы
|
Сроки
|
Ответственный
|
Методическая
работа:
1.ПЕДСОВЕТ:
-Развитие творческого потенциала как способ
сохранения здоровья школьников.
Беседа "Эмоции и здоровье"
|
Март- 2013
|
Скворцова Н.В.
|
2.Деятельность
ПМПК:
- Тренинг "Профилактика агрессивности в
подростковой среде"
|
Октябрь -2012
|
Липина Н.А.
|
3. Проведение инструктажей по соблюдению детьми
правил поведения на дорогах, в экстремальных ситуациях.
Проведение тренировок по эвакуации при пожаре.
|
Сентябрь-2012
Ежемесячно
|
Чипыжова Е.А.
Галочкина О.К.
|
4.Анкетирование детей "Приоритетные ценности
жизни".
Анкетирование сотрудников "Результативность
работы коллектива по вопросам сохранения укрепления здоровья детей".
|
Октябрь
Март 2013
|
Марышева Е.А.
Скворцова Н.В.
|
Работа
с детьми:
1.Вовлечение детей в
спортивные кружки и секции.
|
Сентябрь
|
Скворцова Н.В.
|
2.Проведение занятий с детьми по блоку
"Психическое и физическое здоровье членов семьи" согласно программы
"Воспитание семьянина в условиях детского дома".
|
ежемесячно
|
Воспитатели
|
3.Проведение медицинских часов.
|
1 раз в неделю
|
Мед.персонал
|
4.Мероприятия по предупреждению ДДТП:
-Викторина "Движеньем полон город",
-Познавательное мероприятие "В гостях у
Светофорчика",
-Конкурс "Ускоренная помощь",
-Конкурс рисунков "Внимание, дети!!"
-Районный конкурс "Безопасная
дорога-детям",
-Оформление газет по профилактике ДДТП.
|
Сентябрь
Ноябрь
Декабрь
Март
Май
Ноябрь
|
Воспитатели
|
5.Оздоровление воспитанников в санаториях
Ниж.области.
|
По мере поступления путевок
|
Мед.персонал
|
6.Участие в районных и областных спортивных
соревнованиях.
|
По плану работы инструктора по физ-ре.
|
Марышева Е.А.
|
7.Организация и проведение традиционных массовых спортивных
мероприятий:
-Воспитатель и Я-спортивная семья",
-Комический футбол,
-День здоровья (осенний), Неделя здоровья
(весенняя).
|
Апрель
Ноябрь
Апрель
|
Марышева Е.А.
|
8.Профилактика асоциального поведения:
-Беседа "Влияние наркотиков на подрастающий
организм",
--Конкурс рисунков "Нет наркотикам",
-Круглый стол "Курить-здоровью вредить".
|
Декабрь,
Февраль
апрель
|
Жижикина А.М.
|
|