1. Актуальность
Дети-сироты и дети,
оставшиеся без попечения родителей, относятся к категории детей, находящихся в
исключительно экстремальных условиях бытия, которые не обеспечивают возможности
удовлетворения основных потребностей в психологическом развитии, эмоциональной
и социальной защищенности. Кроме того, данная категория детей не может
развиваться полноценно в социальном пространстве прав и обязанностей.
Большинство
исследователей выделяют следующие особенности выпускников детских домов:
-
инфантилизм как доминирующее качество личности;
-
неумение самостоятельно планировать свою жизнь;
-
неумение отказаться от сиюминутных желаний ради отдаленной во времени цели;
-
непродуктивная система защитных реакций;
-
неспособность устанавливать длительные прочные отношения;
-
отсутствие стремления к ответственности за свои поступки;
-
отсутствие желания самому обустроить свой быт, безынициативность в отношении
улучшения своей жизни;
-
неумение самостоятельно организовать свой досуг.
При такой
ситуации остается актуальной задача для детей, попавших в трудную жизненную
ситуацию - социальная адаптация
воспитанников в современных жизненных условиях, установление их психического
равновесия, создание для них устойчивого эмоционального климата и владение
информацией о нормах закона, примерах судебной практики, а в случае отсутствия
того или другого мотивированное прогнозирование о разрешении будущего
спора. Не надо забывать о
постинтернатной адаптации выпускников детских домов, их сопровождении при
вступлении во взрослую жизнь. Подростку, вышедшему из стен детского
дома, придется решать много сложных задач, связанных с жилищным
устройством, организацией собственного быта, профессиональным обучением или
трудоустройством, поиском и выбором спутника жизни. В перспективе
юношам и девушкам из детских домов нужно будет строить собственную
семью, выполнять супружеские и родительские функции.
По данным статистики в 2011году в детский дом за
помощью обратились:
2 ребенка из неблагополучной семьи, живущих рядом с
детским домом с проблемой сохранения жилья, которое стремились продать родители;
4 ребенка, которые учатся совместно с нашими
воспитанниками-за помощью в учебной деятельности (приходят в часы самоподготовки);
7 выпускников по проблемам трудоустройства, мед.
помощи, жилищным вопросам.
Мы сделали вывод, что многие дети не знают (или забыли) о том широком спектре
помощи, которую они могут получить, оказавшись в трудной жизненной ситуации.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, встала острая необходимость в создании
консультационного центра "Мы вместе", который сможет оказывать профессиональную помощь
людям, которые попали в сложную жизненную ситуацию. Для этого мы и привлекаем
квалифицированных специалистов: юриста управления народного образования
г.Бор, специалиста отдела охраны прав
детства управления народного образования г.Бор, высококвалифицированного педагога-психолога.
Основные направления деятельности центра:
аналитико-диагностическое, социально-правовое, консультативное, профилактическое,
методическое.
Проектом предусматривается проведение лекториев,
тренингов, индивидуальных консультаций для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей старших классов,
выпускников. Также предусмотрено привлечение к проведению традиционных дел детского дома, организация
встреч с выпускниками 9-х классов с целью общения о возникающих трудностях
после выхода из детского дома.